В конце сентября 2018 года было проведено единое родительское собрание «Адаптация пятиклассников в среднем звене». На нем выступила педагог-психолог Колотева Е.Ю., которая говорила о процессе адаптации пятиклассников и помощи им в этом сложном процессе. В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе: резкое изменение условий обучения; разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней. Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника. Причинами неуспеваемости в 5 классе могут стать физиологические изменения, неуверенность в себе, отсутствие способностей, личные проблемы: происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок; отсутствие интереса. Каждый родитель получил буклет с рекомендациями.
В своем выступлении я, как социальный педагог школы, особенно обратила внимание на межличностное взаимодействие в семейной среде и его влияние на развитие личности и формирование поведения подростка. Перечислила основные типы взаимодействия в семье: сотрудничество, паритетные отношения, соревнование, конкуренция, антагонизм, соперничество, псевдосотрудничество, изоляция. От взаимодействия в семье зависит не только степень удовлетворенности супругов их семейной жизнью, но и эффективность, продуктивность и результативность и плодотворность воспитания и процессов развития личности ребенка.
Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками взаимодействия в семье.
Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.
Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В условиях неблагополучных семейных отношений могут возникать аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, взаимопомощи, сопереживания, заботы, которые человек усваивает на примере самых близких людей - отца и матери.
В семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В заключении показала социальный ролик «Дети - Зеркало родителей» о взаимоотношениях родителей и собственном личном примере. Обратила внимание на высказывание: «Чем лучше сегодня мы сами, тем лучше наши дети будут завтра!» Кроме того, убедительно просила родителей в целях профилактики социального сиротства, в случае возникновения ситуации длительного отсутствия родителей, официально и своевременно оформлять документы на воспитание детей другими родственниками.
Зам.директора по воспитательной работе Склярова Л.В. проинформировала родителей о важности контроля за пребыванием детей в сети интернет и о том, что все же необходимо знать, в каких группах в социальных сетях бывают дети. Обратила внимание на безопасное пребывание детей в сети интернет, важной проблеме современных школьников – зависимости от сети интернет, перечислила 5 типов Интернет – зависимости: бесконечный веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, игровая зависимость, навязчивая финансовая потребность, киберсексуальная зависимость. Привела данные статистики по этому вопросу, обозначила основные угрозы для детей в сети Интернет, дала рекомендации общих психологов для профилактики Интернет – зависимости у детей, советы по безопасности в интернет пространстве.
Социальный педагог Лосева С.Г. |