Пояснительная записка
Важным показателем эффективности модернизационных процессов в образовании является разработка и внедрение программ мониторинга и оценки формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС основного общего образования. В ситуации острого дефицита педагогически корректного и апробированного инструментария оценки сформированности УУД на этапе основного общего образования проблема становится особенно актуальной.
1. Общая характеристика программы
Программа стажировочного модуля (стажерской практики) педагогических и руководящих работников образования разработана в МКОУ «Средняя школа №5 городского округа город Михайловка Волгоградской области», являющегося базовой общеобразовательной организацией Региональной стажировочной площадки Волгоградской области по теме: «Технология мониторинга и оценивания УУД и планируемых результатов обучения в ходе реализации ФГОС ООО».
В основу программы положен опыт педагогического коллектива средней школы №5 по освоению различных моделей и технологий оценивания учебных и воспитательных достижений, полученный в процессе реализации ФГОС ООО в пилотном режиме с 2011 года.
Цель и задачи программы:
Цель программы - освоение руководящими и педагогическими работниками учреждений общего образования необходимых компетенций, обеспечивающих эффективную оценочную деятельность при реализации ФГОС основного общего образования.
Задачи программы:
1. Определение основных направлений и содержание мониторинговой и оценочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО.
2. Понимание руководящими и педагогическими работниками системы образования структуры, функций и технологии разработки системы мониторинга и оценивания УУД в условиях реализации ФГОС ООО.
3. Приобретение опыта разработки программ мониторинга и оценки сформированности метапредметных УУД в контексте требований ФГОС ООО.
4. Создание условий для модернизации существующих внутришкольных систем мониторинга и оценивания сформированности метапредметных УУД в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
2. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы слушатель должен знать:
- технологии разработки внутришкольной системы мониторинга и оценки сформированности метапредметных УУД;
- основные оценочные и мониторинговые технологии и процедуры, необходимые для реализации мониторинговой и оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО;
- механизм организации управленческой деятельности в области мониторинга и оценки сформированности метапредметных УУД в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Слушатель должен уметь:
- выстроить организационную структуру управления системой мониторинга и оценки сформированности УУД.
- проектировать модели организации мониторинговой и оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Компетентность слушателя как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения модуля:
- способность организовывать эффективную управленческую деятельность в условиях реализации ФГОС основного общего образования;
- способность ставить и решать задачи, связанные с разработкой и реализацией системы мониторинга и оценивания сформированности метапредметных УУД;
- способность выстраивать организационную структуру управления системой оценки качества образования в условиях реализации ФГОС основного общего образования;
- осуществления экспертизы эффективности различных методик, технологий и систем мониторинга и оценивания сформированности метапредметных УУД;
- технологическая готовность стажеров к реализации освоенных способов оценивания учебных и воспитательных достижений.
Программа стажерской практики является частью (вариативным учебным модулем) дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Модели и технологии оценивания учебных и воспитательных достижений» (36 ч.), которая предусматривает получение слушателями дополнительного профессионального образования как в очно-заочной форме, так и в форме самообразования с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Программа стажерской практики может быть реализована в двух вариантах: с применением дистанционных образовательных технологий / электронного обучения (на платформе Moodle), а также в рамках очно-заочной формы обучения. По структуре программа является линейной.
Реализация программы стажировочного модуля предполагает:
- презентацию МКОУ СШ №5 как базовой образовательной организацией своего инновационного опыта в виде образовательной системы, включающей учебные занятия с использованием моделей и технологий оценки учебных достижений (а также для руководителей – опыта в виде системы управления, обеспечивающей освоение учителями технологий оценки учебных и воспитательных достижений);
- организацию рефлексивного анализа представленного опыта реализации МКОУ СШ№5 моделей и технологий оценивания учебных и воспитательных достижений (а также для руководителей – модели управления, обеспечивающей современное качество общего образования, а именно: выделение ее основной идеи, сущностных свойств, действующих механизмов, определение ключевых условий, способствующих ее формированию и развитию);
- проведение стажерских «проб» в соответствии с изученным опытом, включающих попытки стажеров под руководством учителей МКОУ СШ №5 воспроизвести инновационный опыт по реализации моделей и технологий оценки качества учебных и воспитательных достижений;
- конкретизацию и локализацию изученного опыта внедрения моделей и технологий оценки учебных и воспитательных достижений на основе инновационных практик индивидуализации образования в конкретном образовательном учреждении (проектирование устойчивых структур, обеспечивающих реализацию данной модели в условиях конкретного образовательного учреждения при консультативном сопровождении учителей МКОУ СШ №5 как базовой образовательной организации);
- освоение стажерами необходимых способов и средств педагогического проектирования и моделирования оценки достижений,
- организацию участия стажеров в работе тематического сетевого сообщества по внедрению и использованию моделей и технологий оценивания учебных и воспитательных достижений, инициированного МКОУ СШ№5 как базовой образовательной организацией.
Проведение стажерских «проб» образует практико-ориентированное содержание стажёрской практики, которое включает:
1) овладение моделями и технологиями оценки учебных и воспитательных достижений
2) подготовку плана реализации разработанного способа подготовки к введению и реализации ФГОС общего образования в «своём» образовательном учреждении.
Итоговая аттестация слушателей-стажеров проводится в форме защиты разработанных ими проектов. В случае реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий / электронного обучения итоговая аттестация проводится с учетом промежуточных результатов освоения контентов содержания обучения и результатов ответа на вопросы в дневниках стажерской практики.
Учебно-тематический план стажировочного модуля
(очно-заочная форма обучения)
Цель: формирование у слушателей навыков разработки и реализации мониторинговых и оценочных процедур. Навыков проектирования школьной системы оценки качества образования.
Категория слушателей: педагогические и руководящие работники образовательных организаций (руководители, заместители руководителей, методисты, учителя).
Срок обучения: 24 часа.
№ n|n |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Лекции |
Практ. занятия тренинги и др. |
Самост. работа |
Формы контроля |
|
|
|
||||||
1. |
Мониторинг и оценка воспитательных достижений обучающихся. |
4 |
2 |
|
2 |
Взаимооценивание результатов рефлексивной самодиагностики (готовности к внедрению инструментов мониторинга и оценки воспитательных достижений обучающихся) |
|
2. |
Диагностическая и оценочная деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС |
4 |
2 |
2 |
|
Задание по составлению диагностических и оценочных процедур для классных руководителей |
|
3 |
Технология организации рейтинговой оценки учебных достижений (по предметам) |
4 |
|
2 |
2 |
Разработка рейтинга по различным параметрам (по предметам) |
|
4. |
Мониторинг сформированности УУД обучающихся |
4 |
|
2 |
2 |
Разработка заданий и материалов к мониторингу сформированности УУД обучающихся различных возрастных групп |
|
5. |
Диагностическая и оценочная деятельность учителя –предметника в условиях реализации ФГОС основного и среднего образования |
4 |
|
2 |
2 |
Разработка проекта диагностической работы по предмету |
|
6. |
Психолого-педагогическое сопровождение диагностики образовательных и личностных результатов обучающихся. |
4 |
1 |
2 |
1 |
Взаимооценивание рефлексивной диагностики индивидуально-личностных особенностей обучающихся |
|
|
Итого: |
24 |
5 |
10 |
9 |
|
Содержание модуля
Введение. Оценка качества образования в контексте ФГОС нового поколения.
Система управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ООО. Мониторинг и оценка УУД. Школьная система оценки качества образования, особенности ее проектирования.
Тема 1. Мониторинг и оценка воспитательных достижений обучающихся.
Сущность педагогического мониторинга. Сходство и различие оценки и педагогического мониторинга. Функции мониторинга и оценки воспитательных достижений. Проектирование системы критериев и показателей эффективности воспитательной работы. Мониторинг и оценка уровня воспитанности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Ожидаемые результаты воспитательной работы образовательной организации в контексте ФГОС ООО и их оценка.
Тема 2. Технология организации рейтинговой оценки учебных достижений (по предметам).
Понятие рейтинга. Виды рейтинговых систем. Принципы проектирования рейтинговых систем. Функции рейтинга в образовательном процессе. Рейтинг как технология внутриклассного и общешкольного оценивания. Проектирование систем рейтинговой оценки учебных достижений обучающихся на основе АИС "Сетевой город" (или аналогичных).
Тема 3. Мониторинг сформированности УУД обучающихся.
Понятие УУД в современной педагогике. Универсальные учебные действия как планируемый результат обучения. Виды и уровни УУД. Особенности мониторинга и оценки предметных, метапредметных и личностных УУД. Современные инструменты оценивания УУД в образовательном и воспитательном процессе. Системно-деятельностный подход как методологическая основа мониторинга и оценки метапредметных УУД.
Тема 4. Диагностическая и оценочная деятельность учителя-предметника в условиях реализации ФГОС основного и среднего общего образования.
Оценочная деятельность учителя-предметника. Оценка и диагностика: общность и различия. Функции оценочной деятельности на уроке. Компоненты педагогической оценки. Оценка как система мотивации школьника. Современные технологии внутриклассного оценивания. Диагностические умения современного педагога. Проектирование системы оценивания обучающихся на уроке.
Тема 5. Диагностическая и оценочная деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Диагностика в деятельности классного руководителя. Направления педагогической диагностики. Функции диагностической и оценочной деятельности в воспитательном процессе. Диагностическая и оценочная компетентность классного руководителя. Планирование диагностической и оценочной деятельности классного руководителя.
Тема 6. Психолого-педагогическое сопровождение диагностики образовательных и личностных результатов обучающихся.
Понятие психолого-педагогического сопровождения, его функции и направления в образовательном процессе школы. Диагностический инструментарий педагога-предметника, классного руководителя, педагога-психолога. Инструментальное и содержательное обеспечение диагностических процедур в условиях образовательной организации. Проектирование системы психолого-педагогического сопровождения.
Самостоятельная работа слушателя по освоению программы
с применением дистанционных образовательных технологий
(описание работы стажера с материалами сайта школы)
Ι. Давайте познакомимся
Для знакомства со школой №5 как базовой образовательной организацией – организатором стажерской практики внимательно изучите:
- приветствие (прил. 1 Приветствие)
- основную общеобразовательную программу школы
ΙΙ. Изучение нормативно-правового, учебно-методического обеспечения подготовки и проведения урока / системы уроков деятельностного типа в условиях введения и реализации ФГОС ООО.
1.Изучите материалы (контенты содержания обучения) по теме стажировки:
- текст 1 по вопросу «Мониторинг и оценка воспитательных достижений обучающихся»;
- текст 2 по вопросу «Технология организации рейтинговой оценки учебных достижений (по предметам)»;
- текст 3 по вопросу «Мониторинг сформированности УУД обучающихся.»
- текст 4 по вопросу «Диагностическая и оценочная деятельность учителя-предметника в условиях реализации ФГОС основного и среднего общего образования»
- текст 5 по вопросу «Диагностическая и оценочная деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.»
- текст 6 по вопросу «Психолого-педагогическое сопровождение диагностики образовательных и личностных результатов обучающихся».
ΙΙΙ. Рефлексивный анализ инновационного опыта МКОУ СШ №5 г. Михайловки по использованию моделей и технологий объективного оценивания учебных и воспитательных достижений.
2. Составьте и оформите экспертное заключение по итогам целостного анализа технологии или модели оценивания.
Практико-ориентированное содержание (стажёрские «пробы»)
4. Примите участие в вебинаре по теме «Инновационный опыт МКОУ СШ №5 г. Михайловка».
5. Разработайте материалы по диагностике и оценке воспитательных достижений учащихся для классного руководителя.
6. Представьте педагогический сценарий для обсуждения участниками стажировки.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения стажёрами программы стажёрской практики, в том числе отсроченных результатов
Оценивание проводится в баллах «зачтено / не зачтено».
Балл «зачтено» стажер получает при условии, если им выполнено 85%-90% объема самостоятельной работы по освоению программы, оформлен Дневник стажировки с ответами на вопросы, содержащиеся в нем.
Отсроченные результаты проявляются в намерении стажера применять учебные занятия деятельностного типа и в конкретных его действиях по реализации намерений в собственной педагогической практике.